Говорят: "Сложен путь артиста...", а керамиста?
Керамист Мила Хацук

Сегодня мы хотим с вами поделиться одним открытием, точнее даже открытиями - работами, которые создает Мила Хацук из Нальчика (Республика Кабардино-Балкария. Кавказ)
Они затронули что-то внутри и мы не смогли пройти мимо, решили, что и вам нужно рассказать о Миле и её коллекциях в нашей рубрике.

 

 

В 2015 году будущей керамистке впервые захотелось попробовать гончарный круг, но в городе, в котором её семья живет, никто не занимался этим, и муж самостоятельно сделал из старой стиральной машины электрический круг.
"Он был совсем простой, шумный, без переключателей скоростей, но я на нем училась по роликам на YOUTUBE и через два месяца уже делала небольшие плошечки"  - поделилась с нами Мила.

НО КАК ВЫГЛЯДЕЛО ВСЕ-ТАКИ ПЕРВОЕ ИЗДЕЛИЕ?
Недавно Фейсбук напомнил мне как раз об этой чашке. Слепленная вручную, и «декорированная» жидкой белой глиной, потому что у меня ещё не было ангобов и я не знала про них ничего толком. Чашу я назвала "Колизей". Мне всегда нравилась архитектурность предметов и начинала с таких буквальных ассоциаций. Кстати, потом её подарила.

Первая чаша "Колизей"

ВКЛАДЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ В СВОИ РАБОТЫ СМЫСЛ И КАКОЙ?
Работать не опираясь на смысл, думаю, просто невозможно. Есть темы исследования, есть технические задачи, которые хочется решать, есть иногда просто поиск форм. Всегда есть смысл.

ТАК, ТАК… А РАССКАЖИТЕ ТОГДА О СВОИХ РАБОТАХ?
Я люблю работать коллекциями (если делаю посуду) или сериями/темами, если речь идёт о выставочных объектах. Есть у меня серии «Аватары», «пространство цвета», «неудобные чаши».

Коллекции/серии Милы

А ЕСТЬ ЛИ РАБОТА, НА КОТОРУЮ ВЫ ПОТРАТИЛИ БОЛЬШЕ ВСЕГО УСИЛИЙ, ВРЕМЕНИ, НЕРВОВ?
Не могу так выделить какую-то одну работу. Наверное это всегда последние работы. Потому что стараюсь уходить в сложные задачи, которые до этого я не решала в лепке и обжиге. Но есть одна форма, которую я так и не смогла реализовать. Я лепила ее 4 раза и все попытки в обжигах не получались. Думаю, что комбинация именно этого материала с задачей, которую я перед ней ставлю - сложно решаема для меня. Я взяла перерыв, но буду пробовать иные способы сборки этой формы, чтобы трещин и сломов не было в обжиге.

Самые первые предметы Милы, выполненные на гончарном круге и в ручной лепке, 2014-2015 гг.

МЫ НЕ СМОГЛИ ПРОЙТИ МИМО ОДНОГО ИЗ САМЫХ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫХ ВОПРОСОВ ТВОРЧЕСКИМ ЛЮДЯМ: ЧЕМ ВЫ ВДОХНОВЛЯЕТЕСЬ, МИЛА?
В последний год мне открылась архитектура и она безумно меня вдохновляет! В моей личной эволюции школа Баухаус приобрела своё влияние и теперь сами архитектурные формы и явления будто общаются со мной, подсказывая куда направить фокус. Это похоже на волшебство! Главные мои вдохновители помимо архитектуры, всегда были музыка и математика. Их формы жизней и отношений.

ЕСЛИ ТВОРЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ? КАК СПРАВЛЯЕТЕСЬ?
Кризисы неизбежны. Всякий кризис предвестник роста, поэтому хочется принимать с благодарностью такие состояния. Мне помогает новая учеба, не важно в каком направлении (это может быть курс самомассажа или плетение корзинок). Ремесло всякое очень разгружает голову. В любой форме изменить фокус очень помогает. Это несложно, когда есть семья, которая и так постоянно требует твоего участия и внимания. Поэтому кризисы проходят как-то хаотично.

Графика из серии «Красная книга», 2021 г.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕВИЗ ИЛИ ФРАЗА, КОТОРАЯ ПОМОГАЕТ, КОГДА ОПУСКАЮТСЯ РУКИ?
Когда опускаются руки или происходит выгорание я даю себе немного побыть в этом все-таки. Если есть злость (на себя, свою беспомощность или ещё на что-то), то это хорошо: злость даёт силы работать вопреки. А если нет, то мысль, которая меня утешает: сейчас так, но так будет не всегда. И я наблюдая за этим постепенно перехожу в другие состояния.

Мастерская Милы

В ВАШУ «ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ» ВХОДИТ ЧТО-ТО ПОМИМО КЕРАМИ? НАПРИМЕР, РИСУЕТЕ ИЛИ ВЫШИВАЕТЕ?
Да, конечно рисую. Просто веду скетчбуки, где размазываю краски или ищу пятна. Ещё у меня есть запасы подрезанных листов а5, а6 (вообще канцелярию очень люблю) и, когда нужно углубиться в исследование, я просто беру тушь и листок за листком исписываю пятнами и линиями стараясь почти не осознавать что делаю. Почти, потому что основные цели свои забывать мне нельзя. Если изначальный запрос отсутствует я ничего не могу придумать из воздуха. Затем эти наброски или превращаются в граф листы или используются как эскизы для керамических штук.
Ещё хочется пробовать новые разные материалы, которые дают новые возможности, например выйти на большой размер. Например, в этом году я сделала свой первый паблик Арт, который был из пенопласта (включал ещё металл и керамические элементы).

Первый паблик Арт Милы

И КТО ЖЕ ВАШ ЗАКАЗЧИК?
Я не открыта к заказам, но есть несколько дизайнеров и архитекторов, с которыми мне нравится работать и охотно включаюсь в их проекты. В первую очередь, это Дарья Дурнева из Москвы и дизайн студия Living now.

Работы Милы в интерьерах

НЕМНОГО О БУДУЩЕМ… КАКИЕ ВАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ?
Я планирую продолжать работать, как работаю сейчас, стараясь совмещать это с семьей и детьми. А когда они подрастут, я бы хотела поехать в резиденции и симпозиумы, участвовать в выставках, больше общаться с коллегами и художниками из других медиумов.

Персональная выставка Милы в Нальчике, 2022г.

НУ И ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС: КАК ВИДИТЕ РАЗВИТИЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , ПРЕДМЕТНОГО ДИЗАЙНА В РОССИИ? ЕСТЬ ЛИ КУДА РАСТИ?
Есть большой разнообразный культурный потенциал для развития российского предметного дизайна. Если мы научимся смотреть вглубь себя, изучая свои традиции и свои особенности - это самый эффективный путь для нас.

Всем спасибо, что прочитали статью до конца, надеемся, что вы также прониклись к творчеству Милы, как мы, и маленькое интервью было для вас интересным. Всем пока и не забудьте поставить heart

Хотите получать лучшие статьи от экспертов на почту?

Подписаться