ИСКУССТВО, ЭКОЛОГИЯ И ФАРФОР В КОЛЛЕКЦИИ KINTSUGI
ОЛЬГА БОЖКО

Дизайн-критик, куратор, журналист и редактор c более чем двадцатилетним опытом работы в области международной дизайн-журналистики.

Автор книжных предисловий, научный консультант по дизайну, лектор и дизайн-промоутер.

В её портфолио — интервью со знаменитыми архитекторами, дизайнерами и галеристами, статьи о ведущих тенденциях и публичные выступления на различных площадках. В настоящее время – заместитель главного редактора журнала INTERIOR+DESIGN.

По известной легенде практика кинцуги зародилась в конце XV века, когда сёгун Асикага Ёсимаса отправил свою любимую чашку на ремонт в Китай. Однако детали разбитого сосуда просто соединили с помощью металлических скоб, как тогда было принято – и сёгун повелел японским мастерам придумать более эстетичный способ. В новой традиции для ремонта керамики стали использовать лак, смешанный с золотым или серебряным порошком. Так подчёркивается поэтика несовершенства и сохраняется уважение к истории объекта. Этот метод совпал с принципами японской философии ваби-саби, в которой слились красота, простота и уважение к старому – и уже около шести веков на эти принципы опирается японская чайная церемония.

Кинцуги не пытается скрыть трещины, а привлекает к ним внимание. Они отображают историю вещи и придают изделию большую эмоциональную и артистическую ценность. Сейчас эту практику используют современные художники – японец Томоми Камосита, соединяющий найденные на пляжах керамические черепки; кореец Йи Сукён, создающий абстрактные скульптуры из выброшенных предметов.

Тот же арт-принцип применяется в коллекции итальянской компании Seletti. Она известна своим нетривиальным подходом, где смешиваются дизайн и поп-арт. Это оптимистичные, весёлые объекты, повышающие настроение. Её основатели стремятся объединить искусство с элементами повседневной жизни.  

Линия Kintsugi – упражнение Seletti по созданию функционального арта. Её автор - итальянский дизайнер и художник Маркантонио (Маркантонио Раймонди Малерба, р. 1976). Он учился в Художественном институте и Академии художеств, а после работал как сценограф в театре и сотрудничал с архитекторами. В своей работе он стирает границы между жанрами, многие его проекты – от юмористических керамических животных, держащих лампочки, до экспериментальных кресел, скамеек и диванов – построены на игровом принципе и сочетании несочетаемого.

Дизайнера волнует связь между человеком и природой, обаяние несовершенства. С помощью апсайклинга и экологического подхода он ищет элегантные способы придать ненужным или сломанным вещам новый смысл. Маркантонио обращает внимание на то, что в ориентированной на потребителя культуре сломанное выбрасывается и приобретается новое, но человек должен изменить этот подход.

Он перефразирует историю керамики, позволяет зрителю изучать рисунки и мотивы столетней давности. Как реставратор, Маркантонио предлагает задуматься о смысле красоты и восстановления. Его игра в «ремонт» очаровательна – она наполняет повседневные предметы домашнего обихода (тарелку, чашку, чайник) современной остротой.

Этот метод становится метафорой устойчивого образа жизни, используется в научных кругах и сферах, связанных с оздоровлением и восстановлением. Принцип кинцуги, благодаря своей способности превращать недостатки в достоинства, уже заявляют как один из самых популярных способов отношения к вещам. В отличие от общества потребления одноразовых товаров, кинцуги учит придавать новую ценность поврежденным вещам, делая сломанное и возвращенное в обиход более драгоценным. Значимые образцы керамики, восстановленной с помощью кинцуги, представляют на крупных выставках в галерее Freer Смитсоновского института, Художественном музее Герберта Ф. Джонсона и Художественном музее Метрополитен. Эта оригинальная техника оказывает влияние на художников, экспериментирующих с этой ремесленной идеей улучшения и возрождения. Экология как искусство – именно об этом коллекция Маркантонио для Seletti.

Не забудьте поставить лайк heart статье!

Текст: Ольга Божко.

ВСЕ ТОВАРЫ ИЗ СТАТЬИ

Хотите получать лучшие статьи от экспертов на почту?

Подписаться