NFT - новая реальность в архитектуре и дизайне
Ксения Бандорина

Аналитик дизайна, кандидат искусствоведения, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, член Союза художников России, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица.

 

Санкт-Петербург, 2022

 

В начале 2021 года онлайн-торговая площадка NiftyGateway провела аукцион под названием The Shipping, на котором десять предметов виртуальной мебели от графического дизайнера Андреса Райзингера были проданы как NFT (или не взаимозаменяемые токены, зашифрованные блокчейном) - первые в своем роде. Они принесли дизайнеру 450 тысяч долларов за 10 минут. В этом же году Райзингер реализует визуализации некоторых кибер-предметов, таких как его кресло Hortensia (впервые создано в 2018), в физические объекты. Кресло Hortensia, изначально являясь продуктом 3D-рендеринга стало «вирусным» проектом в социальных медиа. Первоначально это казалось практически невозможным, стул называли «стул, который невозможно сделать». Вместе с текстильным дизайнером Джулией Эске и голландским брендом Moooi, они создали совершенно новый производственный процесс изготовления мягкого кресла. «Работая только в физическом мире, вы ограничены его границами и начинаете думать только об объектах, которые можно легко развить», - сказал он. «Это очень распространенная ошибка на рынке, чтобы не усложнять производство».

Кресло "Hortensia" - «стул, который невозможно сделать»

Обращаясь к другим виртуальным моделям мебели Райзингера, мы можем найти определенную их взаимосвязь с работами других дизайнеров. В частности новая модель кресла дизайна Патрисии Уркиолы под названием Dudet для итальянского мебельного бренда Cassina, стилистически, образно и даже линеарно напоминает nft-мебель Райзингера. Кресло имеет изогнутую форму, состоящую из трех элементов: сиденье и две ножки-основания, которые сгибаются вверх, переходя в подлокотники и спинку. Варианты цветовой палитры реального кресла Dudet вдохновлены цветами цифрового искусства.

Кресло "Dudet" Патрисии Уркиолы
Проекты Reisinger Studio

Дизайн-инструментарий современного креатора обновляется в том числе благодаря обращению к новой реальности – цифровой и виртуальной, которая диктует свои правила визуального восприятия предметов. «С 3D-инструментами нет ограничений. Они дают мне свободу конструировать все, что я могу представить, без проблем материи или развития, и это помогает мне разрабатывать непредсказуемые процессы». – говорит Андреас Райзингер.
И действительно, по своей сути мебель предназначена для человеческого тела, и при проектировании предметного ряда дизайнер строго следует антропометрическим данным и принципам эргономики. Мебель формата NFT может быть спроектирована как арт-объект и не соответствовать физическим параметрам реального человека, ведь все 3D объекты будут существовать в параллельной реальности – в метавселенной. «Метавселенная - это цифровой мир, который живет рядом с нашим, физическим и позволяет нам жить, работать и играть вместе друг с другом», - сказал Вейр-МакКолл, менеджер по развитию бизнеса Epic Games, имеющий опыт работы в области архитектуры и технологий. Основой этой Метавселенной и станут предметы, спроектированные токен-дизайнерами – так называемые цифровые близнецы (это клоны реальных объектов и систем). Таким образом, цифровые технологии революционизируют способ работы архитекторов и дизайнеров.

Тем временем такие дизайнеры Instagram как Николас Бейкер и цифровой художник Алексис Христодулу, выпускают собственную мебель NFT . Так Николас Бейкер предлагает пользователям участвовать в создании дизайна мебели NFT. «Традиционно в дизайне конечной целью было создание окончательного дизайна. Но я думаю, что даже до NFT это ставилось под сомнение с появлением социальных сетей, онлайн-блогов и достижений в области программного обеспечения для рендеринга. Теперь любой может легко создать гиперреалистичный рендеринг и опубликовать его в Интернете. Это само по себе имеет определенную ценность, но, очевидно, производство физического продукта может иметь большее влияние.»

В августе 2021 года аукционный дом Christie’s запустил свой первый специализированный аукцион NFT Design в партнерстве с американским дизайнером Мишей Каном. Дизайнер разработал для аукционного дома серию из десяти анимаций NFT с причудливыми юмористическими названиями, такими как «A Ride on a Slug’s Back» и «Nippers Last Grasp» Эти разноцветные и фантастические цифровые объекты охватывают целый ряд предметов коллекционного дизайна - от люстр до вешалок, от бра до консолей. Покупатель каждой партии получает возможность печатать на 3D-принтере материальные образцы модели столько раз, сколько он захочет. Кроме того, он может заказать одну копию модели, сделанную в ателье Кана.

NFT анимации "A Ride on a Slug’s Back" и "Nippers Last Grasp"

В тоже время, бренды, выпускающие мебель, уже ориентируются не только на эстетику nft-дизайна, но и на использование цифрового патентования уникальности авторских предметов дизайна. Savio Firmino, итальянская компания, показала на Миланской мебельной выставке Salone del Mobile 2021 новых важных проекта, связанных с будущим. Cityng – коллекция из 16 стульев, напоминающих о самых знаменитых памятниках. Это первая коллекция мебели, которая полностью отслеживается и сертифицируется через технологию блокчейна.

Savio Firmino, коллекция "Cityng"

Влияние цифрового искусства и виртуальной среды сказалось и на возрождении интереса к классике дизайна, визуально отвечающей эстетике фантазийного и игрового пространства. Так например, по статистике Instagram, знаменитое зеркало UltraFragola (дизайн Этторе Соттсасс) стало самим популярном в фотографиях селфи. Кстати, его часто используют в оборудовании цифровых интерьеров виртуальной действительности. Мгновенно узнаваемое зеркало, благодаря дизайну рамы с волнистыми краями розового неонового цвета, быстро стало символом моды и статуса в цифровой фотографии – его образ мигрировал из материальной реальности в виртуальную.

Этторе Соттсасс, зеркало "UltraFragola"

 «Цифровые близнецы - это фундамент, на котором будет построена метавселенная», - это клоны реальных объектов и систем. В этих цифровых мирах, которые мы собираемся создать, нам всем будет нужна репрезентация», - сказал Вейр-МакКолл. «Это способ создания вашей цифровой копии, которая будет существовать в этих пространствах так же, как вы существуете в физическом». Создание «цифровых близнецов» в дизайне интерьера и архитектуры уже является практикой современности. Возможности, которые предлагает технология NFT, недавно были использованы для создания первого в истории рынка виртуальной недвижимости «Non Fungible Token House». «Mars House», так называется виртуальная собственность, «построенная» современной художницей Кристой Ким, проданная за 500 000 долларов за несколько дней. Виртуальный дом «Mars House»имеет минималистический образ с чистыми линиями, меблирован стеклянной мебелью и окружен цифровым «марсианским» ландшафтом. Дизайнер Ким сотрудничала с музыкантом Джеффом Шредером из группы Smashing Pumpkins, который написал экологический саундтрек для презентации виртуальной собственности. Новый владелец «Mars House» получит уникальный файл проекта и сможет загрузить его в несколько иммерсивных трехмерных миров, чтобы испытать цифровое пространство через виртуальную реальность и дополненную реальность. По мнению дизайнера Кристы Ким, рынок недвижимости NFT станет параллельным реальному, а мебель в доме, по сути, может быть изготовлена в виде реальных копий от конкретных итальянских производителей стеклянной мебели.

Криста Ким, виртуальный дом "Mars House"

Предметы nft-мебели служат определенной цели: покупатели могут использовать их для заполнения своей цифровой среды, как в очень популярной видеоигре Minecraft, и некоторые визуализации в конечном итоге будут преобразованы в физические объекты. Уже имеющийся на сегодня опыт проектирования и продажи виртуального дизайна, демонстрирует, что NFT - место для инновационного дизайна, даже если они не схожи с эстетикой изобразительного искусства или предметного дизайна  для реального мира.

Хотите получать лучшие статьи от экспертов на почту?

Подписаться